СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
телефон доверия
+(996) 312 43-11-77

Дорогие соотечественники, уважаемые коллеги!

Добро пожаловать на сайт СИН! Здесь Вы сможете получить самую полную информацию о деятельности нашей службы. Мы всегда готовы ответить на любые вопросы в рамках компетенции. С уважением, председатель А. Эгембердиев                      

История развития уголовно-исполнительной системы Кыргызской Республики

Тюремная политика царизма в колониальном Туркестане, куда ранее входила и Киргизия, со времени присоединения Средней Азии к России начинается с взятия в 1865 году царскими войсками г. Ташкент.

К организации тюрем колониальная администрация приступила немедленно после завоевания Туркестанского края. Уже в первые годы было построено и действовало в 5 областях края (Сырдарьинская, Ферганская, Самаркандская, Семиреченская и Закаспийская) 67 мест лишения свободы. Управление тюрьмами в крае осуществлялось канцелярией генерал-губернатора, областными правлениями и канцелярией начальника Закаспийской области. В управлении тюрьмами принимали участие также областные и уездные «благотворительные попечительные о тюрьмах комитеты и отделения».

После Октябрьской Революции 1917 года, несмотря на сложную обстановку (в Семиреченской и Ферганской областях – нынешний Кыргызстан – военные действия были закончены лишь в 1920 году), краевые и местные органы Советской власти предпринимали конкретные, жесткие меры по ликвидации старых и организации советских карательных органов (провели реорганизацию реформаторской направленности). В числе первых мероприятий явилось освобождение из тюрем политических заключенных, назначение в тюрьмы комиссаров, утверждение при тюрьмах следственных комиссий для контроля за правильностью ареста лиц, поступивших в тюрьму и законностью их содержания, упразднение «попечительных о тюрьмах комитетов и отделений». Новой власти нужна была новая политика в сфере исполнения наказаний.

В первый период становления системы исправительно-трудовых учреждений в Туркестане (1917 – 1918 годы) в качестве основного вида исправительно-трудовых учреждений были сохранены тюрьмы. Практическое осуществление тюремной реформы (переход от тюремной системы к лагерной – исправительно-трудовой) началось в Туркестанском крае в 1919 – 1920 годах.

После провозглашения Туркестанского края автономной республикой (30 апреля 1918 года) и утверждения Всетуркестанским съездом Советов нового состава Совета народных комиссаров (СНК) и избрания Центрального исполнительного комитета (ЦИК) Советов предпринимаются действенные меры по упорядочению работы Комиссариата юстиции. 28 августа 1918 года было утверждено временное Положение о Комиссариате юстиции Туркестанской Республики. Для руководства местами заключения при Комиссариате юстиции был создан отдел по тюремному ведомству. В областях создаются отделы тюрьмоведения, входящие в состав исполкомов областных Советов депутатов. К этому времени в Туркестанской АССР было 19 тюрем, из них 5 областных и 14 уездных. На территории нынешнего Кыргызстана в 1918 году карательный отдел имел в своем ведении 3 тюрьмы: Пишпекскую, Каракольскую и Ошскую, а также 2 арестных дома (Пишпекский и Ошский) были в ведении НКВД.

В Туркестанском крае, особенно в Киргизии, общие места заключения в 1918 – 24 годах именовались по-разному:  «дома лишения свободы», «дома заключения», просто «места заключения», «исправительный дом», «исправительно-трудовой дом», «исправительно-рабочий дом» и просто «рабочий дом».

В 1922 году все исправительно-трудовые учреждения были переданы в ведение Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) и организовано управление мест заключения (УМЗ) при НКВД Туркестанской Республики, в подчинении которого сосредоточили все места лишения свободы. В то время почти во всех исправительных домах на территории Киргизии были организованы мастерские: сапожные, кузнечные, пилорамы, кирпичное производство, а в 1922 году при Пишпекском исправительном доме была организована сельхозколония. Таким образом, к концу 1924 года в Туркестане уже была прочно сложившаяся система исправительно-трудовых учреждений.

После образования в 1924 году Кара-Киргизской автономной области, несколько изменилась и структура органов ведающих местами лишения свободы. Общее руководство деятельностью мест заключения в области в эти годы осуществляла инспекция мест заключения при Административном отделе облисполкома. В области имелись три исправительных дома и один дом заключения. Первые «Правила внутреннего распорядка в исправительно-трудовых домах в Киргизской АССР» были разработаны и утверждены в 1928 году.

В 1931 году Отдел мест заключения переименовывается в Управление исправительно-трудовых учреждений (УИТУ) и передается в подчинение Наркомюста Киргизской АССР. В 1935 году с созданием Главного управления лагерей (ГУЛАГ) НКВД СССР, все исправительно-трудовые учреждения были переданы в ведение этого ведомства до 1953 года. 

С 1954 по 1969 места лишения свободы были переданы в ГУМЗ (Главное управление мест заключения) Министерства охраны общественного порядка (МООП). И, начиная с 1969 по 1991 гг. исправительно-трудовые учреждения находились в ведении Министерства внутренних дел.

После объявления независимости Кыргызской Республики в 1991 году ведомственная принадлежность системы исправительно-трудовых учреждений не изменилась. Несколько изменилось только название Управления, непосредственно осуществляющего руководство деятельностью исправительно-трудовых учреждений – Управление по уголовно-исполнительным делам (УУИД) МВД Кыргызской Республики. В 1995 году оно было переименовано в Главное управление исполнения наказаний (ГУИН). 

Такая система управления местами лишения свободы просуществовала до 1 июля 2002 года, когда, в рамках Концепции реформирования уголовно-исполнительной системы, ГУИН было передано из подчинения Министерству внутренних дел в ведение Министерства юстиции Кыргызской Республики, и с того времени начался активный процесс реформирования. Система исполнения наказаний, находясь в структуре гражданского ведомства, стала более «открытой» для гражданского общества, ее деятельность стала более «прозрачной», к проблемам системы было привлечено внимание многих международных, неправительственных, религиозных организаций, в результате чего был заложен фундамент развития разнопланового и конструктивного сотрудничества. 

В 2006 году постановлением Правительства Кыргызской Республики был утвержден основной стратегический документ развития УИС – Национальная программа реформирования пенитенциарной системы Кыргызской Республики до 2010 года «УМУТ». Приоритетными направлениями в данной программе были обозначены: реализация мер по улучшению условий содержания, питания и медицинского обслуживания заключенных, укрепление материально-технической базы учреждений УИС, социальная реабилитация заключенных, обеспечение соблюдения прав человека и общественного контроля за местами лишения свободы, а также привлечение религиозных конфессий, международных и неправительственных организаций к решению поставленных задач. 

Особым достижением в процессе реформирования следует отметить утверждение закона о гуманизации уголовной политики, подписанного Президентом Кыргызской Республики в июне 2007 года, направленного на отмену смертной казни и замену ее на пожизненное лишение свободы, а также расширение применения наказаний, не связанных с изоляцией от общества.

В соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об утверждении структуры Правительства Кыргызской Республики», Указом Президента Кыргызской Республики «О мерах по обеспечению реализации Закона Кыргызской Республики «О структуре Правительства Кыргызской республики» от 26 октября 2009 года № 425, при Правительстве Кыргызской Республики была образована Государственная служба исполнения наказаний, которая является правопреемником уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Кыргызской Республики.

Путь к образованию самостоятельной службы был довольно продолжительным и свершившийся факт явился результатом долгого процесса реформирования уголовно-исполнительной системы в Кыргызстане.

Результаты реформирования УИС, достигнутые за последние годы в области совершенствования и гуманизации законодательства, сотрудничества с международными организациями и гражданским институтом, усиления потенциала системы исполнения наказаний, достаточно успешны и руководством вновь созданной службы будут предприняты все меры по их преумножению.